Корреспондент «ВМ» узнал, какие проекты создают городские юные гении в центрах технологической поддержки образования, созданных на базе ведущих вузов.
Лаборатория Центра технологической поддержки образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» уставлена всевозможными изделиями, созданными школьниками на 3D-принтерах и лазерных станках. По полу передвигается маленький робот, объезжая столы и стулья. Сделали его семиклассник московской школы № 170 имени А. П. Чехова Владимир Кириленко и его друг Степан Лапшин.
— Этого робота мы собрали для международных соревнований «Евробот». Он самостоятельно ориентируется в пространстве и даже может передвигать небольшие объекты, — рассказывает Володя, создатель «мозга» робота. — Программировал его я, а собирал Степан.
Второй робот, сделанный ребятами, пока не работает, но юные техники уверены, что на соревнованиях в этом году он не подведет.
Столичные школьники могут бесплатно заниматься в одном из 17 центров технологической поддержки образования (ЦТПО), созданных при федеральных вузах. В распоряжение юных технарей поступают 3D-принтеры, станки для лазерной печати, а также бесценный опыт профессорского состава.
— Подобные центры — это магнит, притягивающий талантливую молодежь. Ребята могут прикоснуться к современным технологиям, получить доступ к мощной вузовской инфраструктуре, — говорит руководитель ЦТПО НИТУ «МИСиС» Владимир Кузнецов. — Именно в нашем центре расположен самый большой в России 3D-принтер, печатающий пластиком.
Помимо обучения на курсах, школьники реализуют на базе центров технической поддержки образования собственные проекты. Например, ученица лицея № 1799 Виолетта Махонина вместе с профессором кафедры безопасности и экологии горного производства Андрианом Батугиным разрабатывает трехмерную модель земной коры в границах Москвы.
— Структура земли блочная, и стыки этих блоков представляют опасность: здания, построенные на таких участках, быстрее разрушаются. Существует даже карта таких разломов. Я начала исследование с района Останкино, а теперь занимаюсь всей Москвой, — поясняет Виолетта.
Десятиклассница хочет создать на 3D-принтере наглядную модель, которая, по мнению Андриана Батугина, поможет в исследованиях земной коры и, возможно, даже предотвратит серьезные аварии.
Новое и, пожалуй, одно из самых интересных направлений Центра на базе НИТУ «МИСиС» — это интернет вещей. Вместе со студентами и преподавателями университета школьники создают бытовые предметы, которыми можно управлять из любой точки мира.
— Ребята создали светильник, который можно включать и выключать откуда угодно при помощи приложения. А еще у нас есть прибор, который выдает сладости за каждый лайк, поставленный на официальной странице нашего центра в социальных сетях, — объясняет Владимир Кузнецов суть нового образовательного курса.
В системе ЦТПО занимаются около 30 тысяч школьников в год. По данным статистики, порядка 70 процентов обучающихся впоследствии поступают в профильные технические вузы.
Алексей Хорошилов, Вечерняя Москва