Какой сайт поможет избавиться от дисграфии? Зачем на уроках экологии всему классу 3D-очки? Можно выучиться письму с помощью планшета? Заменит ли профессора онлайн-лектор? Эти и другие вопросы обсуждали участники международной конференции EdCrunch, посвященной новым технологиям в образовании.
Ректор МИСиСа Алевтина Черникова (этот вуз — один из организаторов конференции) рассказала, что на конференции собралось 300 экспертов из 30 стран мира, ректоры вузов, педагоги и методисты школ, сотрудники детских садов, чтобы обсудить, как использовать новые технологии и возможности в обучении.
— Современный мир требует новых подходов к образованию, — подчеркнула заместитель министра образования и науки Людмила Огородова. По ее словам, речь прежде всего может идти о дистанционном и сетевом обучении. — Но оно ни в коем случае не вытеснит обычное, оно будет дополнять его.
Как? Известно, что растет процент детей, которым очень трудно научиться грамотно писать. Психологам диагноз «дисграфия» хорошо известен. Теперь не обязательно сразу бежать к специалисту. В Сети есть специальный сайт, где можно пройти тестирование и определить, есть дисграфия или причина ошибок в другом. Тут же задания и упражнения для детей и советы для родителей.
Еще пример. Надеваешь на уроке биологии специальные очки, к которым прикреплен мобильный телефон с закачанным приложением, и видишь с высоты птичьего полета родные места, усыпанные свалками мусора. А голос в наушниках тебе рассказывает, сколько и чего успел испортить человек.
Или возьмем вуз. Допустим, учишься в МИСиСе, в расписании у тебя есть предмет «материаловедение», а курса «как начать свой бизнес» нет. Но он есть на специальной электронной площадке, и ты бесплатно можешь получить знания.
Учишься в университете в Хабаровске или в Калининграде, но хочешь послушать лекции профессоров МГУ, Санкт-Петербургского университета или «Вышки»? Нет ничего проще. Заходишь в Интернет, набираешь «Платформа открытого образования»: выбираешь направление, которое тебя интересует, ищешь нужный курс и смотришь, когда открывается запись. Стать «студентом» любого вуза можно, не выходя из собственной квартиры.
На специальной странице в Сети — «Национальной платформе открытого образования» — размещено 214 открытых онлайн-курсов, которые подготовлены лучшими учеными ведущих вузов. Это МГУ, ВШЭ, МИСиС, СПбГУ, МФТИ, СПбГУ, УрФУ и Университет ИТМО.
Только что к работе подключился Томский государственный университет. Онлайн-обучением на платформе пользуются уже около 400 тысяч человек, в том числе студенты вузов.
Как работает механизм? Допустим, университет определил список онлайн-курсов, которые он готов перезачесть. Студент выбирает то, что ему нравится, предупреждает об этом учебную часть, смотрит лекции, выполняет задания, оплачивает прохождение экзамена и, если набирает нужное количество баллов, получает электронную версию сертификата.
Или вузы заключают между собой сетевой договор, где прописывается, какие именно курсы будут задействованы, кто и как возместит расходы вузу — автору курса. Эта модель сейчас особенно популярна. Количество перезачетов превышает
Но не все так просто. Онлайн-обучение поставило множество новых вопросов. Как определить качество онлайн-курсов? Какие психологические особенности надо учитывать тем, кто готовит такие курсы? Два часа живую лекцию слушать можно, а монолог по скайпу — вряд ли. Можно ли создать систему доступа к лекциям, занятиям в виде «единого окна» для всех пользователей? Найти ответы на эти вопросы минобрнауки предложило самим вузам и колледжам. Разработчики программ, планов, моделей могут претендовать на гранты. В 2018 и 2019 годах им будет выделено по 300 млн рублей.