В России появится единый реестр образовательных онлайн-курсов

К 2025 году число учащихся на онлайн-курсах в России достигнет 11 миллионов человек — такой показатель предусмотрен приоритетным проектом Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В рамках его реализации до 2020 года будет создано не менее 3 500 онлайн-курсов для всех уровней образования.

Развитие онлайн-каналов — уже несколько лет главный образовательный тренд во всем мире. Благодаря агрегаторам — например, глобальным, как Coursera или edX — сегодня практически у любого человека в мире есть доступ к онлайн-курсам лучших мировых университетов по самым разным предметам. Достаточно только доступа в интернет. Собственные платформы онлайн-обучения развивают и сами университеты.

Россия движется в этом направлении вместе со всем миром. В 2015 году заработала Национальная платформа онлайн-образования (НПОО), в создании которой участвовали восемь ведущих вузов страны — МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», МФТИ, УрФУ и ИТМО. «Цель Национальной платформы онлайн-образования — сделать из онлайн-курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при классической форме обучения. Это подразумевает очень высокие требования к разрабатываемым программам и их эффективности», — отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

За два года работы национальной платформы в университете было разработано 20 онлайн-курсов по приоритетным направлениям, в частности, по материаловедению, металлургии, горному делу, метрологии. Также вуз предлагает онлайн-курсы по тайм-менеджменту, один из самых популярных на НПОО, управлению проектами и интеллектуальной собственностью.

Более двадцати курсов предлагает и Университет ИТМО — также и по приоритетным для вуза предметам, и по основам менеджмента и права. «Перспективные модели повышения доступности и качества образования на базе развития электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг. Резкий рост интереса к массовым открытым онлайн-курсам привел к началу этапа формирования международных образовательных сетей и площадок открытого образования, развитию высокотехнологичных обучающих платформ», — отметил ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Одна из задач приоритетного проекта — создание информационного ресурса, доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования.

Вузы развивают и собственные площадки онлайн-образования. В дистанционных программах Томского государственного университета, например, делают ставку на социо-гуманитарные и естественно-научные курсы на русском и английском языках, рассказала директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева. По ее словам, за полтора года массовые открытые онлайн-курсы прошли более 120 тысяч слушателей из 178 стран мира.

Еще одно направление приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» — создание региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО). На базе этих Центров преподаватели региональных вузов, ссузов и школ получают дополнительное профессиональное образование по применению онлайн-технологий, интеграции их в образовательный процесс, созданию и экспертизы онлайн-курсов и симуляторов. РЦКОО всего десять, в частности, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Сибирском федеральном университете, Томском государственном университете, Южном федеральном университете и др.

1 декабря восемь обучающих курсов повышения квалификации для преподавателей и специалистов в сфере онлайн-обучения запустил Уральский федеральный университет (УрФУ). Курсы направлены на повышение квалификации широко круга профессионалов: от разработчиков онлайн-курсов и технических специалистов до профессорско-преподавательского состава и руководителей образовательных учреждений. «Уральский федеральный университет давно и успешно разрабатывает и использует обучающие онлайн-курсы. Мы рады, что наша команда участвует в проекте „Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации“. Это позволит передать другим наш богатый опыт и рассказать о кейсах использования онлайн-курсов в образовательных программах», — отметила специалист проектной команды УрФУ Александра Кузьмина.

Важная часть приоритетного проекта — продвижение технологий онлайн-обучения, и с этой целью уже четвертый год подряд проводится крупнейшая в Европе международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch, один из организаторов которой — НИТУ «МИСиС». Цель форума — продвижение новых проектов и образовательных технологий для воспитателей детских садов, школьных учителей, преподавателей колледжей, вузов и центров послевузовского образования. Информации в мире становится все больше, и это влияет на подходы к образованию. Эксперты видят будущее в смешанных форматах онлайн- и офлайн обучения. То есть традиционные очные уроки и лекции дополняются мультимедийными и интерактивными технологиями.

«Современная экономика требует новых подходов к образованию, для этого Минобрнауки и запустил проект «Современная цифровая образовательная среда», — отметила замминистра образования Людмила Огородова, приветствуя участников конференции #EdCrunch в этом году. При этом она подчеркнула, что онлайн-обучение ни в коем случае не вытеснит традиционное — разные формы будут дополнять друг друга.

На сегодня в рамках приоритетного проекта создана базовая система оценки качества онлайн-курсов, разработаны критерии и механизмы интеграции создаваемого ресурса с онлайн-платформами. Проходит тестирование ресурс «одного окна» — реестр онлайн-курсов и цифровое портфолио обучающихся. Дополнительные опции, как ожидается, станут доступны в феврале-марте 2018 года. Также до конца 2017 года будет создан механизм построения рейтингов онлайн-курсов — сейчас идет подключение онлайн-платформ. Соисполнителем по созданию ресурса выступил Национальный центр электронного образования, специализированное дочернее предприятие Национального центра информатизации, входящего в Госкорпорацию Ростех.

Приоритетный проект предполагает принятие нормативных актов, которые позволят осваивать онлайн-курсы как часть основных или дополнительных образовательных программ. Будут созданы механизмы для передачи достоверной информации о результатах обучения между организациями в электронном формате и формирования цифрового портфолио каждого обучающегося на протяжении всей его жизни.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»