МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Пресс-конференция, посвященная текущим результатам реализации приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», состоялась в четверг, 21 декабря в МИА «Россия сегодня».
Мы живем в мире, завтрашний облик которого определяет зачастую не реальность, а ее цифровая копия. Это означает, что процесс образования тоже должен стать цифровым, отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.
В условиях жесткого образовательного процесса сложно научиться принимать решения, строить себя и свою образовательную программу. В то же время, по его словам, «цифровой мир позволяет выстроить, говоря официальным языком, индивидуальные образовательные траектории».
В эти дни идет апробация интернет-портала, объединяющего 11 онлайн-платформ и более 200 онлайн-курсов. Доступ к ним организован по принципу «одного окна» по адресу online.edu.ru.
Проект ориентирован на студента и на самые высшие стандарты качества образования, заверил эксперт. «Единое окно» и размещенные в нем материалы представляют собой часть системы формального образования. Он особо подчеркнул, что «составляющие его курсы являют собой частички, части и модули образовательных программ».
Это означает, что обучающийся по ним гражданин в дальнейшем станет специалистом. Будет водить поезда, оперировать, создавать высокотехнологичную технику. При этом навыки и знания, полученные на электронной платформе, будут зачтены студентам в том университете, где они занимаются.
Он пояснил, что Минобрнауки России вместе с коллегами из ведущих университетов «провело громадную работу, чтобы создать необходимую для этого нормативную базу». Есть и другие образовательные ресурсы — в России, в мире. По домоводству, о полетах на Марс, например. «Но эта история в корне другая», — акцентировал он.
В рамках приоритетного проекта созданы площадки подготовки преподавателей — Региональные центры компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО). Их задача — профессиональная подготовка педагогов. Если сейчас на 200 профильных курсах учатся 450 тысяч слушателей, то через два года более 2500 курсов станут посещать уже около трех миллионов слушателей. «А к 2025 году планируется увеличение числа курсов и их пользователей на порядок», — поделился он.
Отвечая на вопрос о суммарной стоимости проекта, чиновник сказал, что в данный момент из заложенных в смете 900 млн рублей выделено сроком примерно на полтора года 400 млн рублей. «Цифры очень скромные, они есть в Интернете», — добавил он.
Для Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» начался в 2015 году. В числе восьми ведущих университетов вуз учреждал Национальную платформу открытого образования.
«Тогда мы и начали работу по подготовке лучших курсов, чтобы предложить их студентам — не только российским», — рассказала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.
«Мы осознанно пошли на этот шаг, хотя не все члены профессорско-преподавательского коллектива разделяют эту идею», — сказала она, пояснив, что «одни люди привержены традициям, а другие не боятся нового, идут вперед».
Среди авторов курсов, созданных вузом за годы нахождения в программе, есть как молодые звезды, так и «профессора с мировым именем, которые с удовольствием перекладывают свои уникальные авторские материалы в цифру». Эксперт добавила, что «эти курсы очень востребованы».
Изучая, почему студенты мало и неохотно используют онлайн-курсы, в Томске пришли к выводу, что они зачастую просто не ведают об их существовании. «Во-вторых, не знают, что могут подойти к преподавателю с сертификатом и перезачесть свои результаты. А в-третьих, недостаточно мотивированы», — рассказала директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Галина Можаева.
В вузе создан один из 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. В течение трех лет разработано 45 открытых онлайн-курсов (массовых открытых онлайн-курсов, МООK), представленных, в том числе, на Национальной платформе открытого образования.
Задача регионального центра состоит, по ее мнению, в том, чтобы распространять информацию, помогающую студентам ориентироваться в мире цифровых платформ, организовывать свой тайминг и прочее. «В этих целях разработаны информационные ролики, создан волонтерский «Клуб менторов», — сообщила она.
Спикер выразила мнение, что качественных онлайн-курсов, которые сосредоточены в одном окне, не должно быть очень много. «Далеко не каждый преподаватель должен стать автором такого курса, но каждый должен их использовать», — заявила она. В этой связи для тех из них, кто обладает харизмой и уникальными знаниями, в центре проводят предварительную оценку потенциала путем анкетирования, помогают наметить сценарий будущего электронного продукта.
Но гораздо больше среди педагогов таких, кто приходит учиться интеграции онлайн-курсов в обычные учебные планы. При этом многих сковывает страх, что появление онлайн-курсов грозит им увольнением.
«Это один из мифов, которые я слышу больше двадцати лет. На деле работы прибавляется: преподаватель перестает быть ментором, который полтора часа что-то вещает, становится тьютором», — заключила спикер.