В 2019 году в НИТУ МИСИС стартовала первая в России образовательная программа Integrated PhD, рассчитанная на студентов, которые видят свое будущее в науке, нацелены на академическую карьеру. Объединяя сразу магистратуру и аспирантуру, iPhD позволяет студентам, начиная с первого года обучения, проводить полноценные научные исследования под руководством ведущих российских и зарубежных ученых, принимать участие в работе международных коллабораций. По итогам первого года обучения магистранты уже опубликовали ряд статей в журналах Q1 и Q2, стали победителями международных конкурсов.
О результатах первого года и первых успехах студентов, опыте сотрудничества с ведущими мировыми учеными и о том, как были перестроены программы в период пандемии мы поговорили с ее разработчиками и руководителями, молодыми учеными Алексеем Башариным, «Квантовое материаловедение», и Федором Сенатовым «Биоматериаловедение».
Алексей Башарин, к.т.н, руководитель программы iPhD «Квантовое материаловедение», доцент кафедры Теоретической физики и квантовых технологий и лаборатории «Сверхпроводящие метаматериалы» НИТУ МИСИС
— Каковы основные итоги пилотного набора?
Основные итоги заключаются в принципиально новом наборе студентов и профессоров. Приемная и рекламная компания была организованна так, что на нее откликнулись студенты, которые хотели заниматься наукой и квантовым материаловедением и искали своего профессора в этой области.
К нам пришли студенты, которые с самого начала были настроены на научную деятельность. Мы набрали группу из студентов НИТУ МИСИС, МЭИ, Московского политеха и Пермского госуниверситета. Каждый из них нашел своего профессора. Сейчас они выполняют исследования в лабораториях «Сверхпроводящие метаматериалы» и «Моделирования новых материалов». Успехом года можно считать, что студенты первого курса магистратуры подготовили ряд статей в ведущих журналах, выступили на международных конференциях, а некоторые выиграли гранты на свои исследования от международного общества фотоники и оптики.
Еще, в качестве успеха, я бы отметил то, что нам удалось привлечь ведущих ученых к руководству студентами и к чтению лекций несмотря на их занятость.
Что интересно, раньше международные лаборатории НИТУ МИСИС были оторваны от преподавательской деятельности, а теперь они активно включены, и студенты имеют возможность работать в них. Благодаря модульной системе профессорам не обязательно читать курс целый семестр, теперь они могут приехать в Россию, например, на 2 недели, отчитать свой модуль и уехать обратно. Такая практика позволила организовать коллаборации с МФТИ, Сколково, РКЦ, ИК РАН, НТЦ УП РАН, а также с зарубежными университетами, такими как Университет Крита/Гарвард (проф.Джордж Циронис), Политехнический университет Турина (проф. Ладислау Матекович), университет Линчепинга (проф. Игорь Абрикосов). Мы привлекли таких звезд как Алексей Устинов, Вадим Макаров и группу Джорджа Цирониса.
Мы открыли ряд курсов по квантовым коммуникациям, нанофотонике, квантовой материи и машинному обучению для исследования квантовых материалов.
— По итогам первого года обучения планируете ли вносить какие-то корректировки в учебный план? В механику сотрудничества с приглашенными учеными?
По результатам года мы можем сделать вывод, что необходимо вводить грантовую систему не только для стипендий студентам, но и для разработки новых курсов и модулей и образовательных программ преподавателям. Это должен быть открытый конкурс, в результате которого университет получит новый модуль, а профессор — финансирование на разработку и «обкатку» своего модуля. На самом деле организовать образовательный курс — это очень кропотливый труд нескольких месяцев. Надо подготовить не только презентации, задачи и лабораторные, надо провести проверку того, как студенты осваивают материал, все ли им понятно, достаточно у них подготовки или необходимо что-то дополнительно ввести в курс. На это надо время и возможно дополнительное оборудование — лабораторная база.
— Какими вы видите первокурсников вашего направления? Кому «адресована» программа?
Программа была организована так, чтобы она была понятна студентам физических и материаловедческих специальностей вузов. Мы ввели дополнительные модули по квантовой физике и материаловедческие дисциплины.
Реально уровень студентов оказался высоким. К нам поступили студенты, которые уже имели опыт научной работы ранее, у многих были публикации, другие пришли по рекомендации профессоров из вузов-партнеров. То есть нам, можно сказать, «подарили» хороших студентов наши коллеги, решив, что у нас им будет лучше. Это приятно, значит нашу репутацию ценят в других вузах. Надеюсь, что так будет и дальше и благодаря успеху программы эта информация разлетится по сарафанному радио и к нам придут новые абитуриенты в этом году.
— Появились ли на российском рынке за год конкуренты iPHD?
По нашему пути пошли другие вузы, iPhd-программы должны стартовать в этом году.
— Есть ли принципиальная аналогия у данной программы, например, со стратегией ведущих американских вузов, где студенты первые два курса могут набирать разные образовательные модули искать свое, и лишь к 3 курсу должны определиться с major-курсом?
Думаю, что у нас несколько другой путь, мы работаем с магистратурой и это уже взрослые студенты, которые идут именно заниматься наукой. С выбором своего направления они могут определиться в первые месяцы. У нас был опыт, когда студенты, прослушав лекции ученого, решили перейти к нему или меняли тему, согласовав ее с руководителем.
— Есть ли шанс выдержать заявленные стандарты программы в формате онлайн-обучения, если карантин затянется?
Физика — наука экспериментальная. Поэтому чем быстрее студенты вернуться в лаборатории, тем лучше. Что касается онлайн-курсов, то, как хороший учебник они подойдут.