Эксперты НИТУ МИСИС рассказали об особенностях подготовки к ЕГЭ по физике

Экзамен ЕГЭ по физике в последние годы претерпел значительные изменения. Большим плюсом для оценки уровня подготовки стал уход от полностью тестовой формы с выбором ответа в сторону записи числового ответа в бланк для начальных заданий. Затем появились задания на выбор правильных утверждений, для проверки глубины теоретических знаний. Увеличилось число задач с развернутым ответом — экзамен качественно усложнился. Между тем, список вопросов со стороны абитуриентов практически не изменился — преобладают в основном «бытовые» вопросы: про калькулятор, особенности оформления работы, пользование черновиком, распределение времени на те или иные задания, оформление задач с развернутым ответом и др. Реже встречаются вопросы, связанные с решением конкретных типов задач. На актуальные запросы абитуриентов ответили эксперты ЕГЭ НИТУ МИСИС: д.т.н., профессор кафедры физики, Иван Владимирович Ушаков и к.ф.-м.н., доцент кафедры физики, Шапошников Филипп Владимирович.

Какими формулами и законами можно пользоваться без их предварительного доказательства?

Это касается физических правил или законов. Например, формулы, выражающие силу Ампера или Лоренца, законы сохранения импульса и энергии, второй закон Ньютона, и т.д. Нельзя приводить без доказательства формулы, полученные комбинацией физических законов и определений. Как пример, можно привести дальность полета тела, брошенного под углом к горизонту или радиус кривизны траектории частицы, движущейся в магнитном поле. Хотя из этого правила есть некоторые исключения. Чтобы их понять, нужно обратиться к полному списку всех законов и формул, используемых в экзамене ЕГЭ по физике и приводимых без вывода. Этот список опубликован в кодификаторе на сайте fipi.ru.

Нужно ли подписывать словами в решении задачи с развернутым ответом названия физических формул и обозначений?

Комментировать законы и формулы необязательно, но желательно. Задачи с развернутым ответом проверяют не роботы, а люди, с присущим им человеческим фактором. Если проверяющий видит аккуратно оформленную задачу с грамотными комментариями, то и отношение к такой работе будет гораздо лучше — может быть какие-нибудь «мелкие огрехи в решении» не будут приняты во внимание.

Как лучше приступить к выполнению экзамена ЕГЭ по физике: сначала делать часть, где представляются только ответы или надо начинать с решения задач с «развернутым ответом»?

Экзаменационный вариант лучше решать последовательно. В начале экзамена внимательность находится на максимуме, что позволяет ответить правильно на наибольшее количество простых вопросов и задач. Кроме этого, задачи и вопросы с кратким ответом не требуют оформления и решаются на черновике, что требует гораздо меньше времени, чем решение с развернутым ответом. Например, чтобы ответить на вопросы с 1-го по 23-й, абитуриентам требуется чуть больше часа. При правильном решении всех этих задач абитуриент получает 34 первичных балла и 68 тестовых баллов по 100-балльной шкале. Остальные 32 тестовых балла начисляются за 7 задач с развернутым ответом, решение которых требует около двух часов времени и хороших знаний и навыков. Несложно заметить, что решение простых задач менее утомительно для абитуриента и вероятность ошибок при решении тоже меньше.

В какой последовательности нужно решать задачи с развернутым ответом?

Задачи с развернутым ответом подразделяются на простые, средней и высокой сложности. Простые оцениваются в 2 первичных балла каждая. Задачи средней сложности принесут по 3 балла. Самая сложная задача «стоит» 4 балла. Рекомендуется начинать решение с «простых» задач.

Нужно ли писать в задачах «дано»?

Да, это крайне полезная, но не обязательная «опция». Во-первых, вы для себя упорядочиваете данные, приводимые в задаче, а также уясняете, что конкретно нужно определить. Во-вторых, если в задаче приведены только числовые значения, то написание «дано» является процедурой сопоставления буквального обозначения физической величины и её числового значения. Это позволит избежать обязательного текстового описания вводимых в задаче физических величин.

Какие ошибки чаще всего делают выпускники при решении задач с развернутым ответом?

Самая досадная и распространенная ошибка в задачах — введение различных переменных без их словесного описания. Например, абитуриент приводит обозначения скоростей υ1, υ2, υ3 и т.д. без каких-либо пояснений. В случае отсутствия такого пояснения, даже при правильном решении, за задачу ставится на балл меньше. Такое требование содержится в так называемых критериях проверки. Вообще, хотелось бы порекомендовать всем абитуриентам внимательно ознакомиться с критериями проверки задач с развернутым ответом. Эти критерии опубликованы на сайте fipi.ru в разделе с демонстрационными вариантами.

Нужно ли делать рисунки в тех задачах, где наличие рисунка специально не оговаривается?

Да, рисунок весьма полезен при решении практически любых задач. На экзамене ЕГЭ рисунок в задаче может помочь хотя бы с той точки зрения, что все буквенные обозначения физических величин на рисунке являются в большинстве случаев «их описанием». Иными словами, грамотно сделанный рисунок позволяет не описывать текстом вводимые вами физические переменные, а просто обозначить их на рисунке в виде скоростей, сил, давлений, объемов и др.

22 апреля 2023 года пройдет День открытых дверей Университета МИСИС — прекрасная возможность больше узнать о профессиях будущего, о специальностях, которым обучают в одном из ведущих технических университетов России, о студенческой жизни и о том, над чем сегодня работают ведущие ученые и инженеры страны и мира.

Гостей ждут очные встречи с ректором университета, директорами институтов, представителями студенческих сообществ и приемной комиссии. Можно будет узнать об особенностях приемной кампании-2023 и образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, внеучебной жизни. А еще будет возможность задать любой интересующий вопрос, в том числе и связанный с подготовкой к сдаче ЕГЭ.

Для участия необходима регистрация.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»